З.З. Третий день

Цель 3 дня тренинга:

Ø Улучшение межличностных отношений на работе

Ø Обучение дыхательным упражнениям и мерам первоочередной самопомощи в стрессовой ситуации

Одной из частых причин стресса являются напряженные межличностные отношения на работе. Чтобы научиться адекватному эмоциональному реагированию в конфликтной ситуации, проведем следующее упражнение:

Упражнение «Стенка на стенку».

Группа делится на две равные подгруппы. Команды садятся на два ряда стульев, поставленных друг против друга. Участников первой команды ведущий просит представить себе трудную конфликтную ситуацию, с которой он, может быть, не смог справиться в реальной жизни. Ему необходимо обратиться к кому-то из участников противоположной команды с претензией. Задача его партнера - снять напряжение у нападающего. Спустя 2 минуты диалог прерывается, даже если он еще не вполне закончен, и нападающего просят определить, снизилось ли его напряжение, осталось на прежнем уровне или даже повысилось.

Проводится анализ результатов, обсуждаются техники снижения эмоционального напряжения, которыми пользовались партнеры по взаимодействию. Далее участникам группы предлагается разделить лист вертикально пополам и в левый столбец записать техники, снижающие эмоциональное напряжение, а в правый - повышающие его (таблица 1). Ведущий дополняет перечень техниками, которые не были спонтанно использованы в разыгрываемых ситуациях.

Техники эмоционального напряжения

Таблица 1

Снижающие напряжение Повышающие напряжение
ü Предоставление партнеру возможности выговориться §Перебивание партнера
ü Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера) §Игнорирование эмоционального состояния (своего, партнера)
ü Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т. д.) §Подчеркивание различий между собой и партнером
ü Проявление интереса к проблемам партнера §Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера
ü Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах §Принижение партнера, негативная оценка личности партнера
ü Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации §Поиск виноватых и обвинение партнера
ü Обращение к фактам §Переход на личности
ü Спокойный, уверенный темп речи §Резкое убыстрение темпа речи
ü В случае вашей неправоты немедленное признание §Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание её
ü Поддержание оптимальной дистанции, установление контакта с глазами оппонента §Избегание пространственной близости



Дыхательные упражнения

Установлено, что нервные импульсы из дыхательных центров мозга распространяются на его кору и изменяют ее тонус. При этом тип дыхания, при котором вдох производится быстро и энергично, а выдох — медленно, вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, нормализацию кровяного давления, снятие эмоционального напряжения. Медленный вдох и резкий выдох, напротив, тонизируют нервную систему, повышают уровень активности ее функционирования, создают определенное психическое напряжение. Для того чтобы использовать эту закономерность в целях регуляции психических состояний, рекомендуется овладеть соответствующи­ми навыками, выработать которые помогут следующие успокаивающие упражнения.

Упражнение 1. Успокаивающее дыхание. В исходном положении, стоя или сидя, сделайте полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразите круг и медленно выдохните в него. Этот прием повторить четыре раза. Затем подобным же образом дважды выдохните в воображаемый квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступает успокоение.

Упражнение 2. Выдыхание усталости. Лягте на спину, расслабьтесь, установите медленное и ритмичное дыхание. Как можно ярче представьте, что с каждым вдохом легкие наполняет жизненная сила, а с каждым выдохом она распространяется по всему телу.

Упражнение 3. Пресс. Упражнение рекомендуется выполнять перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей самообладания, уверенности в своих силах, сознательного управления ситуацией или в самом начале возникновения неблагоприятного эмоционального состояния. Представьте внутри себя на уровне груди мощный пресс. Делая короткий энергичный вдох, четко ощутите в груди этот пресс, его тяжесть, мощь. Производя медленный, продолжительный выдох, мысленно «опускайте» пресс вниз, представляя, как он подавляет, вытесняет накопившуюся в теле психическую напряженность, отрицательные эмоции. В конце упражнения «пресс» как бы выстреливает негативные переживания в землю.



Меры первоочередной самопомощи.

Воздействие стресса бывает настолько интенсивным, неожиданным и стремительным, что может серьезно сказаться на нашем здоровье (а порой и жизни). В этих случаях каждому руководителю необходимо твердо знать основы первоочередной самопомощи. К мерам такой помощи обычно относят следующее:

1. В острой стрессовой ситуации не следует принимать (или пытаться принимать) никаких ответственных решений. Исключения составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни.

2. Медленно сосчитайте до десяти.

3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

Дальнейшие события могут развиваться в двух направлениях, а) Стрессовая ситуация застигла вас в помещении:

1. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения.

2. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

3. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

4. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?

5. Набрав воды в стакан (в крайнем случае — в ладони), медленно, сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

6. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабляя шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1 - 2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.

б) Стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения:

1. Осмотритесь по сторонам, попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

2. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

3. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

4. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею — сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

5. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка — словом, любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.

4. Заключение и экономический эффект.

В данной научной работе я хотел обратить внимание на важность данной проблемы и обозначить пути их решения. Мною были рассмотрены различные методики, проанализирован передовой зарубежный опыт, я подобрал и разработал самые простые и самые эффективные методики, которые можно применять в работе на ежедневной основе. Особенно актуальна данная проблема для работников, работающих в условиях вахтового метода, так как резкая смена климата, перелеты на самолетах и вертолетах, усиленный режим работы после длительного отдыха – дополнительные факторы стресса для сотрудников.

Зачастую работники не понимают в чем причина, но если до сотрудников довести информацию, причины и пути решения по выходу из стрессовых ситуаций, то в дальнейшем производительность труда на предприятии значительно повышается - в среднем за 3 года производительность труда увеличивается на 19 - 25 %, об этом свидетельствуют данные исследований Международной Ассоциации менеджмента персонала.

Экономический эффект для организации от внедрения методики:

величина видимого экономического ущерба от текучести персонала может быть определена через совокупность потерь, вызванных или обусловленных:

1. потери рабочего времени
— временной интервал между увольнением сотрудника и принятием нового работника, в течение которого незаполненное рабочее место не производит продукцию;

2. потери, вызванные

проведением процедуры найма работников на вакантное рабочее место;
— затраты на отбор кандидатов (затраты рабочего времени кадровой службы, осуществляющей процедуры отбора — тестирование, собеседование, просмотр анкет и др., и финансовые затраты на те же процедуры);
— затраты, вызванные оформлением принятых на работу (затраты рабочего времени работников кадровой службы, осуществляющих данное оформление, и финансовые затраты на эту процедуру – оплата б/л);
затраты на обучение принятого на работу сотрудника
— затраты на проведение трудовой адаптации работника, обучение на рабочем месте (наставничество, самообучение, помощь коллег по работе и др.);
— затраты на обучение с отрывом от производства (обучение Ростехнадзор, экологии и промышленной безопасности и т. д.);

3. После ухода сотрудника не выполняется определенный объем работы, который был закреплен за сотрудником, возникает так называемый простой.

4. Часть работы уволившегося/уволенного сотрудника распределяется между другими сотрудниками отдела или организации, что увеличивает их нагрузку, напряженность их труда

5. Эффективность и производительность труда вновь принятых сотрудников ниже средней в период адаптации

6. Утечка информации.

Эта методика позволит значительно повысить моральный климат в коллективе и увеличить производительность труда за счет повышения работоспособности сотрудников.


[1] Льюис Дэвид. Стресс-менеджер. М.: Амфора, 2004.


2326853381861331.html
2326935107451886.html
    PR.RU™