ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. На таможенные органы России возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности государства  

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. На таможенные органы России возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности государства

На таможенные органы России возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности государства. В современных условиях таможенные органы выступают одним из главных инструментов по осуществлению экономической политики страны, обеспечению защиты ее экономических интересов на международном уровне, развитию независимой экономики.

Таможенная политика является неотъемлемой частью экономических интересов государства, обеспечивая реализацию государственной экономической и торговой политики, также она является составной частью внутренней и внешней политики. Таможенная политика направлена на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешне-экономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также пополнение государственного бюджета.

Цели таможенной политики России – обеспечить наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулировать товарообмен на таможенной территории России, участвовать в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулировать развитие национальной экономики.

Концепция экономической безопасности РФ предусматривает две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Под внутренней безопасностью понимается целостность системы или возможность системы по поддержанию функционирования при любых воздействиях. Внешняя безопасность рассматривается как возможность системы взаимодействовать с внешней средой. Исходя из этого, сущность экономической безопасности состоит, во-первых, в нормальном функционировании экономической системы в целом, во-вторых, в возможности безболезненного интегрирования внутренней экономической системы в систему мировую.

С точки зрения интегрирования нашей экономической системы в мировую, необходимо понимание приоритетов функционирования элементов обеспечения безопасности, среди которых, по мнению автора, ведущую роль играют таможенные органы. Так как государство развивается, мы понимаем, что необходимо использовать таможенный инструмент в достижении цели экономического роста и экономической безопасности с учетом современных реалий. Воздействие мировой экономики, проявляющееся в экспансии иностранных компаний на внутренний российский рынок, замещении импортируемыми товарами продукции российского производителя, завоевание позиций эксклюзивного субъекта в товарной нише и в области услуг, с одной стороны, и создание неблагоприятных условий присутствия российских компаний на внешних рынках — с другой, предполагают наделение российского таможенного инструмента серьезными возможностями для обеспечения экономической безопасности страны.



Таможенные органы осуществляют фискальные и регулятивные функции. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.). Регулятивная функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д. Как правоохранительный орган таможня выполняет важный спектр функций, выполнение которых оказывает благоприятное влияние на экономическую составляющую нашей страны [4, 141].

К правоохранительным функциям таможенных органов относится борьба с контрабандой, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия и т.д., содействие в борьбе с международным терроризмом и обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности.

Выделяют три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности). При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех трех уровнях [7, 124].

Борьба с таможенными правонарушениями составляет важнейшую часть функции таможенных служб по обеспечению экономической безопасности государства. По итогам работы за 2014 год таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 890 уголовных дел (в 2013 году - 1 917 дел). В том числе в отношении конкретных лиц возбуждено 1 185 уголовных дел (в 2013 году – 1 037). Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Центрального (539), Сибирского (334), Северо-Западного (226), Дальневосточного (213) таможенных управлений [3].

По статье 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры) возбуждено 491 уголовное дело (в 2013 году – 820 дел); по статье 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники) - 616 уголовных дел (в 2013 году – 496 дел).



По статье 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) возбуждено 76 уголовных дел (в 2013 году – 95 дел).

Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел за 2014 года составила 62% (за 2013 год – 73%).

По статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) возбуждено 506 уголовных дел (в 2013 году – 382 дела). Удельный вес уголовных дел данной категории от общего количества возбужденных таможенными органами дел составил 27% (за 2013 год – 20%). По статье 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) возбуждено 132 уголовных дела (в 2013 году – 99 дел). По статье 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) возбуждено 33 уголовных дела. По статье 189 УК РФ (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники) возбуждено 9 уголовных дел (в 2013 году – 21 дело).

Также таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 уголовное дело по статье 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления), 6 уголовных дел по статье 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица), 20 уголовных дел по статье 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) (в 2013 году – 4 дела).

Из незаконного оборота изъято более 465 кг наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (в 2013 году – 350 кг), а также свыше 20 кг сильнодействующих веществ (в 2013 году – 22 кг).

Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации товаров составила свыше 1,7 млрд. рублей (в 2013 году – 1,8 млрд. рублей), сумма неуплаченных таможенных платежей – более 3 млрд. рублей (в 2013 году – 2 млрд. рублей). Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации на общую сумму свыше 40 млрд. рублей (в 2013 году – 43 млрд. рублей). Размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов составил более 228 млн. рублей (по уголовным делам, возбужденным по ст. 200.1 УК России) (в 2013 году – 67,5 млн. рублей), размер незаконно переведенной иностранной валюты и валюты Российской Федерации (по уголовным делам, возбужденным по ст. 193.1 УК России) составил свыше 8,7 млрд. рублей.

В результате принятых мер по установлению фактических обстоятельств совершения противоправных деяний и изобличению виновных лиц подозреваемыми и обвиняемыми в ходе расследования уголовных дел в федеральный бюджет уплачено таможенных платежей на сумму более 32 млн. рублей.

Предметами преступлений преимущественно являлись наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, автотранспортные средства, иностранная валюта и валюта Российской Федерации.

По подозрению в совершении преступлений в 2014 году таможенными органами задержано 168 лиц (в 2013 году – 261). Из них 32 подозреваемых по ходатайству таможенных органов заключено под стражу (в 2013 году – 50).

В суды с обвинительными актами/постановлениями направлено 142 уголовных дела (в 2013 году - 59). Из них по 134 уголовным делам судами постановлены обвинительные приговоры (в 2013 году - 27), принято 6 решений о прекращении уголовных дел в связи с деятельным раскаянием (по нереабилитирующим основаниям).

В 2014 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 80 385 дел об административных правонарушениях (далее – АП), в 2013 году – 79 727 дел. Без проведения административного расследования возбуждено 47 649 дел об АП (в 2013 году – 47 265), из них составлено 42 674 протокола об АП (в 2013 году – 34 707), вынесено 446 постановлений прокурора (в 2013 году – 433), 996 постановлений без составления протокола с назначением наказания в виде предупреждения (в 2013 году – 2 353) и 3 533 постановления без составления протокола с назначением наказания в виде штрафа (в 2013 году – 9 772).

С проведением административного расследования возбуждено 32 736 дел об АП (в 2013 году – 32 462), из них вынесено 32 278 определений о возбуждении дела об АП (в 2013 году – 31 967) и 458 постановлений прокурора (в 2013 году – 495). Из общего количества дел, возбужденных в 2014 году, 61,3% приходится на физических лиц, 33,7% – на юридических лиц, 4,3% – на должностных лиц, 0,7% - на неустановленных лиц [3].

Наибольшее количество дел об АП возбуждено по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров (29,5% от общего количества возбужденных), несоблюдения запретов или ограничений (16,4%), а также невывоза с таможенной территории Российской Федерации физическими лицами временно ввезенных товаров и транспортных средств в установленные сроки временного ввоза (12%).

Предметами административных правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, валюта, табак, алкогольная продукция текстильные материалы и изделия, оружие и боеприпасы, а также мясная продукция.

В отчетный период по делам об АП принято 79 353 решения (в 2013 году – 77 580), из них должностными лицами таможенных органов 50 809 решений (в 2013 году – 51 210), судом или уполномоченным органом 28 544 решения (в 2013 году – 26 370).

В том числе в отношении: физических лиц – 48 462 решения (в 2013 году – 47 074); юридических лиц – 27 397 решений (в 2013 году – 27 630); должностных лиц – 3 450 решений (в 2013 году – 2 835).

Назначено наказаний по 76 299 делам об АП на сумму около 340 млрд. рублей (в 2013 году – по 74 184 делам на сумму 195 млрд. рублей), из которых:

- должностными лицами таможенных органов – по 49 541 делу об АП на сумму более 2,2 млрд. рублей (в 2013 году – по 49 847 делам на сумму более 1,3 млрд. рублей);

- судом или уполномоченным органом – по 26 758 делам об АП на сумму более 337 млрд. рублей (в 2013 году – по 24 337 делам на сумму около 194 млрд. рублей).

Виды назначенных наказаний: предупреждения – по 4 469 делам (в 2013 году – по 5 915); административные штрафы – по 55 944 делам на сумму 323,6 млрд. рублей (в 2013 году – по 54 407 делам на сумму около 193 млрд. рублей); конфискация орудий совершения и/или предметов АП – по 13 612 делам на сумму более 4,8 млрд. рублей (в 2013 году – по 11 807 делам на сумму более 1,4 млрд. рублей); административный штраф с конфискацией орудий совершения и/или предметов АП – по 2 236 делам на сумму 11,3 млрд. рублей (в 2013 году – по 2 044 делам на сумму более 543 млн. рублей); административный арест – по 23 делам (в 2013 году – по 11 делам); обязательные работы применялись по 15 делам (в 2013 году данный вид наказания не применялся).

Сохранена положительная динамика сокращения количества прекращенных дел об АП. В 2014 году прекращено 3 054 дела об АП. Их доля от общего количества возбужденных дел составила 3,8% и уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 0,5%.

В 2014 году таможенными органами Российской Федерации принято 798 решений по жалобам лиц (446) и протестам прокуроров (352) на постановления по делам об АП, что на 4% меньше по сравнению с показателями прошлого года (832 решения).

В 2014 году находилось на исполнении в подразделениях распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов 58 340 постановлений по делам об АП на сумму административных штрафов более 2,7 млрд. рублей (в 2013 году – 53 599 постановлений по делам об АП на сумму 2,5 млрд. рублей).

Исполнено 42 849 постановлений по делам об АП, по которым взыскано административных штрафов (с учетом постановлений, принятых к исполнению в предыдущих отчетных периодах) на сумму около 926 млн. рублей. В 2013 году исполнено 40 482 постановления по делам об АП на сумму 695 млн. рублей.

При этом по постановлениям, вынесенным в предыдущих отчетных периодах, по рассмотренным таможенными органами и судами делам, в федеральный бюджет поступили средства в размере более 265 млн. рублей. По постановлениям, вынесенным в отчетном периоде – 661 млн. рублей (за аналогичный период 2013 года – 497 млн. рублей).

В 2014 году таможенными органами передано в уполномоченные органы (организации) обращенного в федеральную собственность имущества общей стоимостью 3,8 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2013 году.

На сегодняшний день в условиях изменения таможенной политики государства, таких как вступление России в ВТО и принятие ТК ТС, таможня как правоохранительный орган играет важную роль в обеспечении экономической безопасности РФ.

В настоящее время главными целями таможенной политики нашей страны являются:

1. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной границе России, в рамках Таможенного союза.

2. Противодействие коррупции в таможенном органе.

3. Осуществление контроля процедуры таможенного оформления в части электронного декларирования.

4. Упрощение процедуры таможенного контроля.

5. Предотвращение ввоза контрафактной продукции.

Все перечисленные цели выполняются таможенными органами частично. Например, коррупция в таможенных органах процветает, несмотря на то, что государство со своей стороны осуществляет контроль и предотвращает коррупционную составляющую в таможенных органах.

Осуществляются служебные проверки в отношении сотрудников, которые взаимодействуют с участниками ВЭД; возбуждаются уголовные дела в отношении должностных лиц и т.д., но коррупция продолжает существовать.

Сейчас в нашей стране идет активная борьба с контрафактной продукцией.

Контрафактная продукция продолжает попадать на прилавки нашей страны. По предварительным данным сегодня оборот контрафактной продукции во всем мире составляет около 7% мирового оборота. Выявить контрафактную продукцию таможенным органам не так просто, так как на сегодняшний день зарегистрировано несколько сотен тысяч товарных знаков и таможенные органы не в состоянии отследить все товары, которые незаконно маркированы.


2333359233949349.html
2333420746440746.html
    PR.RU™