Эластичность спроса по доходу

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Эластичность спроса по доходу — это реакция спроса на из­менение покупательной способности приобретателя данного то­вара, при этом если значение эластичности: а) больше «нуля», но меньше «единицы» - товар относится к предметам первой необходимости; б) равно «единице» - второй необходимости; в) боль­ше «единицы» - к предметам роскоши.

Вопрос 10. Эластичность предложения–это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке коли­чества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предло­жения (Е) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

На рис. показаны три линии предложения с разной эластичностью.

1) ЕS<1 – неэластичное предложение (сильное изменение цены вызывает слабое изменение предложения);

2) ЕS=1 – слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение предложения;

3) ЕS>1 – эластичное предложение (слабое изменение цены вызывает сильное изменение предложения).

Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки произ­водственных мощностей, наличия свободной рабочей си­лы, быстроты перелива капитала из одной отрасли, в дру­гую и т. д.

Вопрос 11.

Покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей.

Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо.

Во-вторых, переход от неполного удовлетворения по­требности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступе­ни.

Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага.

Для более точного описания процесса убывания полез­ности в экономической науке используется понятие пре­дельная полезность, т. е. добавочная полезность, прибавля­емая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной по­лезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к со­кращению.

На рис. на абсциссе отложим количество потребля­емого товара Q, на ординате — общую полезность TU. По мере увеличения количества потребленного товара общая (суммарная) полезность возрастает, но прирост полезности (незаштрихованные прямоугольники) с каждой новой пор­цией товара сокращается, пока не дойдет до нуля.



На рис. в виде прямоугольников отложена только предельная полезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.

Вместе с тем у человека существует множество потреб­ностей, которые характеризуются различной степенью ин­тенсивности.

При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что в конце концов предельные полезности употребляемых благ станут одинаковы.

Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полез­ности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, на­пример, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельси­ны.

Это условие потребительского равновесияможет быть выражено:

где MU — предельная полезность отдельных товаров, а Р – их цена.

Вопрос 12.

Вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному. Определим предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (по­требителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия, с помощью которыхможет быть показано графиче­ски равновесие потребителя.

Возь­мем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают рав­ную общую полезность для потребителя. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в боль­шем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен.

Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U2 (рис. 1-а). Эта кривая проведена таким образом, что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Кривая U2 — это лишь одна из бесчисленного множества возможных кри­вых. Если возьмем более высокий уровень удовлетворения потребностей, то кривая примет иное положение. На рис. 1-а пунктирной линией показаны лишь некоторые из возможных кривых безразличия для данных товаров А и В.

Ранее мы условились, что потребитель имеет фиксиро­ванный денежный доход. Пусть он тратит 6 руб. в день, причем товар А стоит 1,5 руб., а товар B – 1 руб. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар В, то можно купить 6 ед. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 руб. На рис. 1-б прямая линия KL — это линия возможностей потребления для данного потребителя, или бюджетная линия.

Наложим теперь линию KL на график кривых безразли­чия (рис. 1-в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет переме­щаться? Очевидно, к точке, где он получит наибольшую полезность, т. е. к наивысшей возможной кривой безраз­личия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена товара про­порциональна его предельной полезности.

Вопрос 14. Что такое «предприятие»?

Предприятие – это совокупность определенных средств производства.

Совокупность средств производства для каждого предпри­ятия, производящего определенный вид продукции, имеет свои особенности, специфику имеют и технологии, т. е. способы изготовления продукции.

Для того, чтобы их оживить, при­вести в действие, нужен труд, нужны работники, использую­щие средства производства для создания нового продукта. По­этому непременным и существенным признаком предпри­ятия является совокупность работников, объединенных общим процессом труда.

В процессе труда между работниками возникает целая гам­ма отношений, которые называются «производственные от­ношения».Они включают:

- организационные отношения, обусловленные особеннос­тями технологии производства и разделения труда в рамках данного предприятия;

- связи, которые обусловлены и вытекают из отношений собственности на средства производства (это отношения распре­деления, управления, а нередко — и потребления);

- связи, в которые вступает каждое предприятие с други­ми, внешними по отношению к нему субъектами хозяйствен­ной деятельности.

Таким образом, предприятие — это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ.

Рыночная среда, в которую погружены и в которой дей­ствуют предприятия, преобразует все компоненты предприятия, обусловливает необходимость их денежной оценки и соизме­рения с результатами, рыночных принципов использования. Так, все ресурсы, поступающие на предприятие, имеют денеж­ное выражение. Результаты деятельности предприятия также выступают в денежной форме. Даже внутренние ресурсы пред­приятия по необходимости получают стоимостное выражение через альтернативную стоимость.

Рыночные принципы деятельности – рациональность, эко­номичность и эффективность – находят на уровне предпри­ятия первичную сферу своего осуществления.

Производя нужные для общества товары и услуги, создаю­щие их предприятия формируют материальные и социальные условия жизни и развития общества. Значение же предприятий сферы материального производства определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное производство. Следовательно, предприятие – не только обособленное, но и первичноезвено экономической системы.

Цель производственной деятельности предприятий носит двойственный характер. Получить от реализации произведен­ной продукции прибыль, сделать ее как можно большей – та­кова непосредственная цель и побудительный мотивдея­тельности предприятий. Но получить прибыль можно, лишь производя нужную для потребителей продукцию, т. е. товары, пользующиеся спросом. Поэтому предприятия вынуждены од­новременно добиваться и другой цели – полнее и наилуч­шим образом удовлетворять запросы потребителей.

Предприятия, основной целью которых является получе­ние прибыли, называются «коммерческими». Конкретные цели и задачи, ради которых создаются и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании

В настоящее время в оборот активно входит такое понятие, как «фирма».

Фирма – это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельнос­ти в качестве самостоятельного субъекта.

Значение «имени» фирмы и завоеванного ею имиджа так велико, что даже находится под особой защитой права. Заво­евание фирмой прочных позиций на рынке конкретного товара нередко приносит ей дополнительные прибыли за счет прода­жи права пользования ее фирменным наименованием. На этом построена так называемая система «френчайзинга» (френчайс – лицензия, дающая право частной компании функционировать как части большой торговой сети, фирмы). Покупателю френчайса выгодно использование имени компании, за которым стоят и реклама, и репутация, что обеспечивает рост оборота. Многие фирмы к тому же организуют обучение, финансовую поддержку и другую помощь в управлении бизнесом. Продав­цам френчайса также выгодна такая сделка, поскольку этим расширяется фирменный бизнес при минимальных затратах.


2334490767618892.html
2334544649834275.html
    PR.RU™